Персональная выставка Юрия Глюдзы, известного курского графика-дизайнера, открывает возможность наиболее полного знакомства с его творчеством на новом уровне. Показывая весь диапазон личности художника, выставка позволяет увидеть разные грани его таланта, оценить «малое» без чего нельзя иметь представление о «большем». Таким «малым» являются его небольшие пейзажи, созданные на основе его творческих поездок и путешествий по России, Германии, Италии.

Пейзаж для любого художника – благодарный жанр. В нем натура безучастна по отношению к художнику и тем самым предрасполагает его к свободному самораскрытию. В творчестве Юрия Глюдзы – это, в основном, городские пейзажи Курска, его родины Ужгорода с непритязательными мотивами. В них мы постоянно ощущаем присутствие человека. Это проявляется и в маштабной соразмерности старых построек, шероховатости стен домов, хранящих следы прикосновений человека. У каждого пейзажа свой характер, свое лицо, свое настроение. Все это дает ощущение скрытой, невидимой для посторонних глаз жизни, которую увидел художник.

Картины художника

Скачать приглашение


Вызывают восхищение его итальянские пейзажи, в которых он открывает для себя поэтическую стихию моря и неба, старой архитектуры. В них переданы сложные цветовые и тональные отношения. Художнику свойственно синтетическое видение цвета, умение связывать его в единое гармоническое целое.

Юрий Глюдза по своему складу экспериментатор. Ему чуждо самодовольство. Он способен критически воспринимать свои произведения и постоянно идет к новому. В течение последних десяти лет в его творчестве накапливаются новые качества. Его натюрморты выделяются звучностью колористической гаммы, поэтической красотой изображаемого мира и оптимистическим звучанием. В живописи он нашел для себя возможность максимального творческого удовлетворения и отдачи. Он счастливо цельный художник и в творчестве, и в обыденной жизни. Все это требует большой затраты физических, душевных сил и твердого характера. Он обладает такими чертами. Это поддтверждает его персональная выставка.

Луиза КАРКАВЦЕВА,
Искусствовед, член Союза художников России,
август 2005 г.

Дизайнер, график Юрий Глюдза по своей сути и мировосприятию – прирожденный живописец. Это не обвинение в двойных стандартах: мера совершенства равна. В творчестве Ю. Глюдзы органично соединяются оба начала: графическая лаконичность и изысканность, которую видим в дизайнерских работах, с мощным, темпераментным чувством цвета, присущим даже «черно-белым» станковым рисункам.
Сравнивая холсты, выполненные еще в училище с сегодняшними, становится очевидной изначальная цельность дарования художника. В ранних работах есть та же эмоциональность и напряженность цвета, которая служит едва ли не основным содержанием зрелых работ Юрия Глюдзы. Понятно, что этот способ видения – природный, хотя докучливые искусствоведы могут проследить генеалогию подобного дарования вплоть до русских сезаннистов начала ХХ века. Скорее стоит говорить об общности понимания смысла и цели живописи. Тогда объяснимы и жанровые пристрастия (архитектурный пейзаж без стаффажа и натюрморт), и выбор мотивов.
Живопись Юрия Глюдзы – способ эмоционального постижения мира и передачи впечатлений о нем. Как всякому подлинному живописцу, чувственно воспринимающему мир, «сюжет» и «тема» важны ему не в первую очередь. В манере художника нет места монотонному пересказу, поэтому в попытке характеристики его нынешних работ не избежать музыкальных аналогий. Пишет ли он двухэтажные курские пригороды, розовый закарпатский город или дворец в Урбино, бумажные цветы или глиняную корчажку – сюжет, тема и содержание возникают благодаря самой живописи: эмоциональной звучности колорита, динамике или статике композиции, экспрессии самой фактуры картины с подвижным темпераментным мазком.

Марина ТАРАСОВА,
Кандидат искусствоведения
август 2005 г.

Когда речь идёт о таком художнике, как Юрий Глюдза, не хочется говорить банальных искусствоведческих фраз. Вряд ли определённые формулы или исторические сравнения помогут лучше понять творчество этого замечательного живописца, графика и дизайнера. Скорее, его надо почувствовать. Стоя перед его картинами, зритель захочет просто смотреть, а глаз будет жадно ловить красочные пятна, рассыпанные по поверхности холста.
Первое, что запоминается в работах художника – особое чувство цвета, энергичного и сочного, отражающего всю полноту и вкус жизни. Цвет для Глюдзы – это средство постижения окружающего мира и его законов; с помощью него передаёт художник свои жизненные впечатления, своё мироощущение. В этом заключается природный дар живописца.
Выбор темы или сюжет в творчестве живописца играют второстепенную роль, для него важнее колорит, внутренняя экспрессия, крепость мазка. Но самая обыкновенная на первый взгляд вещь или явление могут привлечь его внимание - покосившийся домик на старой курской улочке, стеклянная бутылка, «поймавшая» отблеск солнечного света, упавший на матовую поверхность стола цветок фуксии.

Через всё творчество Юрия Глюдзы проходит пейзаж – благодатный жанр для любого живописца, который смело можно назвать «экспериментальным полем». В его пейзажах требовательный взгляд зрителя найдёт разнообразные мотивы – дворики и церковки, знакомые улицы, образы древних городов, богатые земли Юга, города Европы. Одно из ярких впечатлений оставляет в памяти серия итальянских этюдов.


Италия! Как и много столетий назад эта страна завораживает художников всего мира сочными, залитыми солнцем, пейзажами, лазурным небом, стройными кипарисами и удивительной архитектурой, которая хранит память прошлых эпох. Глюдза не является исключением. В его итальянских этюдах – непосредственность и свежесть впечатлений, весь трепет творческого человека и по-детски искренний восторг от соприкосновения с природным и культурным наследием этой земли. Здесь и лазурно-изумрудная Венеция, и песочно-золотистый Урбино, прекрасная и цветущая Флоренция.  Кажется, что все краски Италии сосредоточились в работах небольших, но полных творческого темперамента и неудержимой энергии!
Итальянские этюды послужили отправной точкой к созданию самостоятельных композиций.  В больших полотнах нет той непосредственности и свежести, но здесь - основательность и большие плоскости чистого цвета, напоминающие стекла готических витражей.


Натюрморты Глюдзы восхищают своей монументальностью, выразительностью объёмной формы, созданной мощными, смелыми ударами широкой кисти или мастихина. Они словно вышли из-под резца скульптора. В них всё фундаментально и крепко. И вместе с тем, так обыденно просто – мир вещей, которые окружают нас в повседневной жизни – миски, кувшины, жестяные подносы, плетёные корзины, бутыли и драпировки, красоту которых умеет раскрыть зрителю художник. Обыкновенная груша, которую живописец любит за причудливость формы, белый кофейник или зеленая бутылка становятся открытием.


Во многих работах  Глюдзы есть привлекательная черта – декоративная трактовка цвета. Она усиливает эмоционально-выразительное звучание его картин, вызывая в памяти роскошное узорочье исламских ковров или гладкие плоскости средневековых эмалей.


Иногда художник погружается в отвлечённые абстрактные образы и старается уйти в своих работах от непосредственного восприятия реальной действительности. В этом смысле, для него не существует стандартных рамок или сдерживающих полёт фантазии границ. Художник даёт волю воображению и экспериментирует - с цветом, элементами композиции, их структурной организацией, фактурой живописной поверхности. Как человек поистине творческий, он находится в постоянном поиске. Но вместе с тем, обвинить живописца в отсутствии собственного художественного почерка вряд ли возможно. Без сомнений, эксперименты и постоянные поиски нового позволяют развиваться его таланту.
Кажется, что творческая биография Юрия Глюдзы, от первых «сезанновских» опытов в студенческих портретах до самых недавних работ – эксперимент длиною в жизнь. Но все его работы, от ранних до зрелых, объединяет важное для живописца качество – темпераментное чувство цвета и необыкновенная внутренняя цельность.

Анастасия Соколова,
Искусствовед
Октябрь 2011 г.

 Дополнительно: Юрий Глюдза. Пресса о художнике







Более 10 лет, Галерея "Марго-Арт",  находит отклик в сердцах, истинных ценителей современного искусства!
              Мы, преданно служим на благо процветания, высшего предназначения искусства - дарим, своим единомышленникам, прекрасную возможность прикоснуться к сферам духовного преображения и трансформации ментальной энергии в творческую.
            Благодарны за привлечение Галереи "Марго-Арт", к осуществлению Ваших планов,  в области организации выставок, логистики произведений искусства , формировании частных коллекций и экспертизы. Чувственное восприятие, осознание, интерпретация акта творения, непогрешимый опыт оказания услуг  и профессиональное  знание  международного рынка современного искусства, позволило нам  обрести - доверие  и преданность почитателей  и представителей   сферы  искусства по всему миру.